Четверг, 18.04.2024, 13:59
Жуковский 2008
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Мои статьи [122]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Главная » Статьи » Мои статьи

Конкурс семиструнной гитары - Жуковский 2008

Конкурс семиструнной гитары - Жуковский 2008.

Впечатления, пожелания…

 

В марте 2008 года в подмосковном городе Жуковский прошел первый международный Конкурс исполнителей на русской семиструнной гитаре имени Сергея Орехова.

Для человека несведущего в данном предмете словосочетание «первый конкурс исполнителей на русской семиструнной гитаре» не скажет ровным счетом ничего. Однако, здесь таится самое большое противоречие и, возможно, трагедия русской семиструнной гитары. За более чем двухвековую историю существования семиструнной гитары был проведен первый (!) международный конкурс исполнителей на данном инструменте.

Почему так произошло? Я думаю, над этим вопросом необходимо задуматься историкам гитары, да и историкам вообще. Организаторы конкурса – Владимир Маркушевич и Андрей Пичугин – неоднократно подчеркивали, что целью конкурса является сохранение и развитие лучших традиций исполнительского искусства игры, возрождение семиструнной гитары. Эта миссия имеет огромную ценность, необычайную важность, и должна послужить тому, чтобы семиструнная гитара в итоге не стала вымирающим видом. Достаточно вспомнить слова Сергея Орехова, имя которого носит конкурс, - «Я никогда не думал, – говорил он, – что шестиструнная гитара завоюет Россию. Семиструнная гитара – настолько народная; это гитара военная, литературная... Какие угодно возьмите слои общества: семиструнная гитара – это родной инструмент, с которым русский человек связан». Это просто необходимо осознать и глубоко задуматься – русская гитара на сегодняшний день не имеет популярности в России, она фактически забыта. Ничего более смешного, а скорей всего, боле грустного трудно себе представить.

Возможно, корни ослабления позиций русской гитары берут свое начало в интеграции России в мировое сообщество, проникновении западной культуры в нашу страну, иной морали в наше сознание, а вместе с ними каких-то новых ценностей. Это вполне естественный исторический процесс. Осмелюсь только предположить, что процесс этот временный, что наступит период переоценки полученного опыта извне, выявление всего положительного и негативного. Постепенное возрождение своих, истинно российских добродетелей, более трепетное и внимательное отношение к накопленному багажу предыдущих поколений, надеюсь, еще придет.

А теперь ближе к конкурсу. Прежде всего, хотелось бы выразить глубочайшую благодарность в адрес организаторов конкурса, спонсоров и всех людей, приложивших усилия к тому, чтобы это событие состоялось. Ответственность и важность задачи, которую они на себя взяли, трудно переоценить. Будем надеяться, что это очень значимая веха в культурной истории всей нашей страны.

Также хотелось бы поблагодарить всех членов жюри, участников конкурса, педагогов, композиторов за то, что нашли время, средства (что по нынешним временах сродни подвигу – это абсолютно серьезно) и энтузиазм приехать в Жуковский, принять участи в конкурсе.

Как свита делает короля, так и уровень участников, а к ним я причисляю всех музыкантов по профессии и музыкантов в душе: выступавших на сцене, сидящих в жюри или просто болевших за своих, придает конкурсу статус, выделяет его среди прочих. Но об этом немного ниже.

Очень хорошо, что конкурс получил свою прописку, надеюсь постоянную,  в красивом и уютном подмосковном городке. Это его очень выгодно выделяет среди множества столичных конкурсов, что семиструнной гитаре только на пользу. Дом Ученых ЦАГИ, в котором проходил гала-концерт участников и гостей, а также сам конкурс, буквально создан для проведения подобного мероприятия. Его архитектурный стиль, прекрасная акустика зала и, конечно же, очень теплый прием и интеллигентное отношение к участникам и конкурсу в целом руководства и всего персонала Дома Ученых ЦАГИ оставили самые приятные воспоминания.

Конечно, хочется сказать отдельное спасибо конкурсантам: в их замечательном исполнении прозвучала необыкновенно красивая музыка, которую в повседневной жизни невозможно услышать. В очередной раз я восхитился потрясающим репертуаром, написанным именно для семиструнной гитары, поразился глубиной этой музыки, ее искренностью и проникновенностью. Со сцены лилась музыка Сихры, Высотского, Орехова, Павлова-Азанчеева, Агибалова, Сазонова, Халпахчиева… Творчество этих композиторов представляет собой неисчерпаемый пласт, золотую жилу, пристанище для вдохновения любого, кто ценит прекрасное. Эту музыку хочется слышать, хочется ее исполнять, ее красота имеет вневременную ценность, а сложность и филигранность пассажей, разнообразие вариаций, богатейшая палитра созвучий и гармоний демонстрирует высочайшую общемировую ценность русской семиструнной гитары!

Что можно пожелать конкурсу? Во-первых, расширения географии участников, увеличения количества конкурсантов, развитие конкурса на новом уровне путем проведения конкурса ансамблей. Ведь существует не только репертуар для солистов, но и богатейший репертуар для семиструнных ансамблей. Это совершенно отдельная стихия и просторы для творчества здесь также безграничны. Этому следует уделить самое пристальное внимание. Безусловно, это возможно только лишь при повсеместной популяризации русской семиструнной гитары.

В современных условиях наилучшим способом коммуникаций является Интернет. Наилучшим шагом в популяризации было бы создание большого сайта, мощного ресурса, посвященного как конкурсу в Жуковском, так и непосредственно семиструнной гитаре. Сайт о конкурсе в Жуковском уже есть, но важно наполнение соответствующей информацией. Необходима информация о композиторах-семиструнниках, исполнителях, педагогах, гитарных школах, нотные архивы, фотографии, аудио и видеозаписи, то есть все, что можно услышать начинающему гитаристу, вдохновиться, попытаться исполнить.

Очень хотелось, чтобы педагоги-гитаристы прониклись бы ценностью этого инструмента, ощутили бы его историческую значимость. Ведь существуют изданные школы игры на семиструнной гитаре, прекрасные самоучители. Есть фантастический по своей красоте репертуар, в который заложены народные традиции, мотивы, а они, так или иначе, созвучны струнам души каждого русского человека.

Возвращаясь к значимости конкурса, хочется сказать следующее. Очень важно присутствие на конкурсе максимального количества гитаристов-семиструнников страны и зарубежья, педагогов, композиторов, энтузиастов гитары, концертирующих, преподающих, сочиняющих в настоящий момент или находящихся в творческом поиске. Их авторитет, опыт, так или иначе, придадут конкурсу положительный импульс, добавят ему статуса, общение в процессе конкурса поможет взаимно обогатить каждого присутствующего в музыкальном и культурном плане, послужит в итоге на благо русской семиструнной гитары и культуры России в целом. Это очень большая задача, стоящая перед организаторами, но и, пожалуй, наиважнейшая!

Желаю конкурсу в Жуковском, чтобы уровень лауреатов конкурса был эталоном для всех гитаристов, пусть выступление в данном конкурсе будет являться честью для каждого семиструнника и высшей наградой в его творчестве.

 

С наилучшими пожеланиями и благодарностью организаторам конкурса,

Участник народного ансамбля «Элегия» (г. Ростов-на-Дону)

гитарист-семиструнник

Брагин Михаил

 

Категория: Мои статьи | Добавил: 7strun (30.11.2008)
Просмотров: 1628 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 1
1 Rusty  
0
Gosh, I wish I would have had that infmoration earlier!

Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz