Четверг, 25.04.2024, 23:28
Жуковский 2008
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Мои статьи [122]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Главная » Статьи » Мои статьи

Беседа с Леонидом Кривоносовым

  Леонид Максимович, Вы старейший педагог Ростова на Дону, много лет преподаёте семиструнную гитару в училище и школе. Сколько человек у Вас сейчас учится на семиструнке?

  В училище у меня учится 4 человека – 2 на заочном отделении, 2 человека на дневном отделении. А в школе у меня нагрузки на две ставки, из них две трети учится на семи, остальные на шести.

  То есть Вы преподаёте и семи, и шести?

  Да.

  По желанию тех, кто приходит?

  Иногда я смотрю, если он подаёт надежды, я его перевожу на семи. А ещё и с целью смешанных ансамблей – 6 и 7 - разный строй этих гитар в сочетании между собой даёт лучшее звучание обертонов.

  Им нравится играть русский репертуар, ведь многие сейчас любят больше испанскую музыку, латиноамериканскую?

  Кому как - кому нравится и эта музыка, а иногда приходят и говорят: дайте русскую песню, вот как ни странно. А репертуар даю я вплоть до блатных песен – хорошо играй, только играй – это для того, чтобы заинтересовать. А потом проходит время, они говорят: дайте русскую песню.

  Вчера прошёл концерт, на котором звучала семиструнная гитара в ансамблях и сольно. Играли Вы и Ваши ученики разных поколений – окончившие училище и школу ещё много лет назад и те, кто учится у Вас сейчас. Можете их представить?

  Наше трио: Я, Михаил Брагин и Сергей Анников. Михаил окончил школу с отличием, прекрасно овладел инструментом, стал лауреатом всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах, который проходил в 90-е годы здесь, в Ростове. Сергей учился в школе не у меня – у другого педагога, играл на шестиструнной гитаре, участвовал в концертах. Я его посмотрел и предложил ему поступать ко мне в училище, но уже на семиструнную гитару. Он согласился, закончил у меня училище, полюбил семиструнную гитару. Стал лауреатом южнороссийского конкурса, сейчас уже сам преподаёт гитару в музыкальной школе. Конкурс у нас областной был несколько дней назад. И уже его ученики принимали в нём участие. Он выставлял учеников в младшей, средней и старшей группах. Младшая, средняя – первое место взяли, старшая - третье место, а ансамбль - первое место. Это большой успех его, но у него меньше семиструнников чем у меня.

  Ещё о тех, кто играл вчера: один ученик, который учится у меня уже пять лет, не играл сольно, он опоздал, но играл в квартете первую партию. Его отец когда-то учился у меня, был виртуозом – хорошая приспособляемость, данные. К сыну это всё перешло, а вот чем отличается он от отца – так это ленивостью. Думаю, дальше по музыке он не пойдёт. А отец его до сих пор играет. Из квартета выделю Ксению - она собирается ко мне в училище поступать. Она на шести играет, но смотрит на ребят, которые играют на семи и сама уже хочет играть на семи. В школе по гитаре она учится у другого педагога. У нас в школе кроме меня ещё три гитарных педагога. И, все трое - мои ученики.

  Роман Хайнецкий, который тоже вчера играл, – закончил у меня училище, отслужил в армии, потом поступил в нашу ростовскую академию. На южнороссийском конкурсе, среди старших курсов, он занял второе место. Сам преподаёт сейчас в школе гитару под Ростовом, в небольшом городке. Любит играть сочинения гитаристов 19 века. Играет с пониманием, вдохновенно.

  Ещё вчера прекрасно играл Владимир Сумин. Я вспоминаю, как 18 лет назад, когда я учился на третьем курсе училища им. Гнесиных, нас вместе тогда собрал у себя на квартире Лев Александрович Менро, гитарный педагог, он многие годы преподавал гитару в Москве, в училище имени Гнесиных. Тогда были Вы и Владимир Сумин, Алексей Агибалов, Анастасия Бардина и я. Вы и Агибалов были одними из первых учеников Менро, Бардина среднее поколение, я – одним из последних. Владимир Сумин тогда замечательно играл, и тем радостней мне было услышать его вчера спустя 18 лет.

  Да, Владимир Сумин – это один из самых  способных моих учеников. Между прочим, проходил как-то областной конкурс среди музыкальных училищ. И я, зная его, а он только в пятом классе учился,  решил, чтобы он тоже принял участие в этом конкурсе. Ну, и что Вы думаете – он обошёл моих ребят из училища, заняв второе место – первое никому не дали, вот так школьник! Потом, когда нужно было поступать в училище, а у меня всегда была большая нагрузка – его не берут в училище. На вступительном экзамене ставят два, места тогда на гитару не было! А у него был диплом лауреата области, да к тому же закончил с отличием  музыкальную школу. И я прихожу к директору, и говорю: вот пришёл бы к Вам баянист, лауреат конкурса области, или пианист, скрипач, Вы, наверное, взяли бы, а гитариста Вы не взяли. Говорю: у Вас совесть есть или нет, почему Вы ему поставили два, сказали бы сразу, что не можете принять, потому что нет места. Позвонил я тогда в Таганрог моему знакомому, который был директором музыкального училища. Он его взял. Год Володя там проучился. Какой-то там был конкурс, он занял там первое место, потом перевёлся в Ростов. И вот тогда мы с ним приезжали на фестиваль, в Москву, и тогда состоялась наша встреча на квартире Льва Александровича. Потом он закончил у меня училище и поступил в консерваторию. А уже после консерватории его взяли в училище преподавать гитару, он хорошо знает и шести и семиструнную гитару. Мы с ним много играли дуэтом, выступали в концертах.

  Тем не менее, я думаю, что, не смотря на то, что у него такая непростая судьба, он сейчас состоявшийся концертный исполнитель и мне было очень приятно вчера получить от него в подарок его сольный компактдиск.

  Да, диск у него замечательный, помимо пьес Орехова, Володя записал пьесы Вавилова и нашего ростовского гитариста начала 20 века - Халпакчиева, ну и, конечно же, нашу гитарную классику 19 века – пьесы Сихры и Высотского. Ещё у Володи есть записи дуэтов гитары со скрипкой. Вчера же ещё выступали и мои студенты из училища: Демеденко Иван и Степанов Евгений. Они талантливые ребята, но им нужно ещё многому  научиться, чтобы стать концертными исполнителями.

  Расскажите о том, как Вы учились в Москве.

  Я, когда поступал в первый раз в училище имени Гнесиных, не был достаточно подготовлен. По специальности было лучше, но теоретические предметы никак. И в первый год я не поступил. И уже на следующий год подготовился более основательно, и уже со второй, что называется, попытки поступил ко Льву Александровичу Менро. Играл я тогда тихим звуком и Лев Александрович много со мной работал, чтобы у меня появился сильный, красивый тон. Требования к учёбе в училище были очень высоки. Со мной учился и Агибалов, с которым мы до сих пор дружим, не смотря на то, что он живёт далеко, в Киргизии, в Бишкеке. Вместе с ним мы и закончили училище. Только он получил на экзамене по специальности пятёрку, я же пять с минусом. Это был 65 год. Потом я открыл класс гитары в Ростове в школе, потом и в училище, в 72-ом году. Это было очень непросто. На меня смотрели тогда, что называется, в подзорную трубу – гитара была в 60-е годы в загоне. А класс гитары был только в Москве, в двух училищах – в училище им. Гнесиных и в училище при Московской консерватории.

  Леонид Максимович, я сделал Вам неожиданный сюрприз – привёз Вам записи Вашего легендарного ученика – Юрия Сабанцева. Он ведь был одним из первых, кто поступил к Вам в училище?

  Да, Юра Сабанцев был незаурядным гитаристом.  Я его подготовил в 79 году к конкурсу исполнителей на народных инструментах, который прошёл в Ленинграде. Конкурс проходил в Капелле имени Глинки, было три тура, третий тур с оркестром и обязательная пьеса Игоря Рехина «Прелюдия и Танец». Юра стал лауреатом третьей премии, а за исполнение пьесы Рехина получил специальный приз. Володя, для меня было очень приятно и неожиданно услышать эту запись. А уровень конкурса тогда был очень высок и звание лауреата очень много значило. Лауреаты автоматически получали ставку концертного исполнителя и имели возможность гастролировать с концертами по стране. Сейчас этого нет, государство этим не занимается.

  А какова была дальнейшая судьба Юрия Сабанцева?

  После конкурса его забрали в армию, он даже не успел у меня окончить училище, а после армии он уехал из Ростова в неизвестном направлении. Сейчас ему должно быть около 50 лет.

  Кто может составить славу семиструнной гитаре? Вы, ведь лично слышали и общались с Владимиром Сазоновым и Сергеем Ореховым. Кто может в будущем поддержать, в том числе и из Ваших учеников уровень  семиструнной гитары и, вообще, верите ли  Вы в будущее семиструнки?

  Верю, потому что благозвучные вариации на русские песни, которые делали Сазонов и Орехов, да и не только они, как говорится, на века. В них чистота, душевность, всё то, чего сейчас не так много в современной гитарной музыке. И такая музыка должна быть востребована. Сейчас очень много делает для пропаганды семиструнной гитары Алексей Агибалов. Мои ученики играют его пьесы, как современную музыку: вариации на тему песни «Клён ты мой опавший», Сарабанду и много других его пьес.

  Кстати, Леонид Максимович, вот буквально через два месяца, в конце мая, с сольным концертом Алексей Агибалов приезжает в Калугу на гитарный фестиваль.

  Володя, это очень хорошо. Но и помимо Агибалова, в Москве работает и преподаёт замечательная гитаристка – Анастасия Бардина. Как солистка она одна из самых артистичных  на сцене. А из моих учеников, достойно представляющих семиструнную гитару – это, конечно же, Владимир Сумин.

  Леонид Максимович, вчера не только играли Ваши ученики, но и в свою очередь Вы смогли услышать и меня с моим другом Евгением Пушкаренко. Можно сказать, что произошёл такой взаимообмен. И я рад, что Вы поддержали идею об организации в следующем году первого за всю историю русской гитары – Фестиваля-Конкурса исполнителей на русской гитаре. Мы специально приехали для того, чтобы увидеть потенциальных участников этого конкурса. А сейчас, собирая информацию, я уже вижу, что на этом фестивале-конкурсе будут не только гитаристы из России, но и из-за рубежа.

  Володя, Ваш приезд дал мне мощный заряд энергии для дальнейшей работы с моими учениками. Фестиваль-конкурс явится тем событием, без которого невозможно дальнейшее развитие русской гитары.

Категория: Мои статьи | Добавил: 7strun (27.11.2007)
Просмотров: 2232 | Рейтинг: 5.0/1 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz