Четверг, 19.10.2017, 06:33
Жуковский 2008
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Календарь новостей
«  Декабрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Друзья сайта
Главная » 2007 » Декабрь » 25 » Статья о гастролях по Сибири Владимира Маркушевича и Евгения Пушкаренко
Статья о гастролях по Сибири Владимира Маркушевича и Евгения Пушкаренко
09:54
 
Вот уже год как распался наш дуэт с Евгением Пушкаренко "7 плюс 6". Это интервью Любовь Сухаревская взяла после нашего  последнего c ним концерта.
Любовь Сухаревская, «Байкальские вести», ноябрь 2007 года

Подруга семиструнная

Говорит с нами на концертах московских гитаристов

Этот концерт в зале Иркутской филармонии назвали уникальным. Действительно, семиструнная гитара в наше время звучит, мягко говоря, не так часто. Может, кому-то и невдомек, что в джазе, в роке, в авторской песне звучит сегодня другая гитара – шестиструнная, но это именно так. А традиционная «подруга семиструнная» незаслуженно забыта…  Впрочем, и ей пришло время возродиться.

И вот на сцене – дуэт замечательных гитаристов из Москвы Владимира Маркушевича и Евгения Пушкаренко. Каждый из музыкантов начинал свою карьеру до встречи друг с другом. Евгений иркутянин, в нашем городе учился в музыкальной школе № 2 у своего отца, Анатолия Михайловича Пушкаренко, был стипендиатом мэра, потом поступил в музыкальный колледж имени Чайковского. Сейчас – студент Государственной классической академии музыки в Москве. Лауреат нескольких конкурсов, в том числе международных. Но именно на этой сцене, сцене Иркутской филармонии, состоялся его дебют – Женя выступал вместе со своей сестрой Катей, тоже гитаристкой, когда им было 10 и 9 лет!

Второй и старший участник дуэта, Владимир Маркушевич, учился в музыкальном училище имени Гнесиных, выступал с сольными программами, затем – как концертмейстер и аккомпаниатор – с Народным артистом Борисом Плотниковым (известным хотя бы по блистательной работе  в фильме «Собачье сердце»), с солистом Большого театра Александром Ведерниковым.

Но Владимир Маркушевич не только замечательный исполнитель, но и большой знаток истории семиструнной гитары в России и развития гитарной музыки в отечественной культуре, наперечет знает имена и судьбы композиторов и исполнителей-гитаристов. Он исследователь и собиратель уникальных нот - в архивах и частных домашних собраниях он находит старопечатные, а то и рукописные тетради и возвращает к жизни забытые сочинения и обработки. Ведет цикл передач на радио, популяризирует свой любимый инструмент. В Иркутске этот дуэт выступает уже во второй раз - были с концертом весной 2005-го. Программа, которую музыканты привезли иркутянам на этот раз, называется «Русская гитарная музыка XIX-XX веков». Это обработки для гитары произведений композиторов-классиков, переложения народных песен и оригинальные сочинения для этого инструмента. Со сцены звучали такие имена, как князь Львов, а из века девятнадцатого - Андрей Осипович Сихра, Владимир Иванович Морков, Михаил Тимофеевич Высотский, из двадцатого - Сергей Дмитриевич Орехов, Матвей Степанович Павлов-Азанчеев…
К каждому номеру программы Владимир Маркушевич делал небольшое, но очень познавательное предисловие. Скажем, объявляют «Цыганскую венгерку» в обработке Орехова. Владимир комментирует:

- Орехов не был цыганом, но все цыгане с восхищением относились к его импровизациям на эту тему. Ведь чем отличается «Цыганочка» от «Цыганской венгерки»? Цыганочка -- это то, что танцуют на свадьбах, а «Венгерка» - это концертный вариант, блестящее произведение… Прозвучали русские и цыганские романсы, обработки русских песен. Многие знакомые вещи преображались до неузнаваемости - так, невероятно популярный в прошлом веке полонез Михаила Огинского «Прощание с родиной» в переложении для гитары Михаила Высотского удивил новыми оттенками основной темы… Слушатели узнали, что Андрей Осипович Сихра в девятнадцатом веке создал методику игры на семиструнной гитаре. Это образованный человек, обрусевший чех, известный как российский гитарист-виртуоз; у него было много учеников, среди них Владимир Морков, Василий Саренко и др.

 
А современник Пушкина Михаил Тимофеевич Высотский был крепостным музыкантом поэта Хераскова, славу первоклассного гитариста получил еще при жизни. Причастный к литературной среде, Высотский обучал игре на гитаре поэтов того времени. Его учеником, к примеру, был Михаил Лермонтов, посвятивший учителю стихотворение «Звуки»…

Эти два-три факта я привела лишь затем, чтобы показать, насколько эмоциональным и познавательным было общение музыкантов с иркутской публикой. И так - всякий раз, ведь кроме филармонического концерта Владимир Маркушевич дал сольный концерт в Доме Волконского - уже по традиции, как и  в прошлый свой приезд.

А в промежутке между концертами мне удалось взять небольшое интервью у Владимира Маркушевича. В разговоре принимал участие и иркутский гитарист и преподаватель по классу гитары Роман Бурматов. Разговор шел не только о конкретных выступлениях гитаристов, но и о судьбе русской гитары, о ее начавшемся возрождении. - Мы видим, как значение инструмента растет, - говорит Роман Бурматов, - а вместе с ним  и интерес людей из самых разных уголков мира к нам: в этом наше отличие, в этом  наши русские корни…

- Конечно, наши никогда не будут играть как испанцы или как латиноамериканцы, нам надо играть свою, русскую музыку, - продолжает тему Владимир Маркушевич. - С этой идеей будет нарастать и процесс возрождения русской семиструнной гитары. Процесс этот уже начался. Я провел фестиваль гитарной музыки в Кинешме - организовать его было безумно тяжело, полтора года подготовки, поиск имен, отбор… Я с каждым разговаривал персонально…

Владимир называет музыкантов из молодой волны - он действительно знает их поименно, знает, кто где и у кого учится. Ведь «семиструнников» и в самом деле не так много, потому важно, чтобы они развивались, росли. Для того и фестиваль в Кинешме и планируемый в будущем году Первый международный конкурс исполнителей на семиструнной гитаре.

- А как воспринимают русскую семиструнку за рубежом? Как проходят ваши гастроли в других странах?

- Да, наконец, я стал выездным! Правда, впервые я был в Америке двадцать лет назад, еще на втором курсе училища. А нынче я поехал с цыганским гитаристом Александром Александровичем Колпаковым, заслуженным артистом России, в Англию и один в Америку.

Колпаков - это человек-легенда: 33 года в единственном в мире цыганском театре «Ромэн» он был главным гитаристом. Во всяком случае, в спектакле «Мы - цыгане», с которым этот театр объехал весь мир, все держалось именно на игре Александра Александровича Колпакова. Он рассказывал, что иногда на гастролях он был единственным музыкантом, который играл для 80 танцоров цыганского театра! Это был четырехчасовой спектакль - и все музыкальное сопровождение, весь ритм держались на одном гитаристе. Колпаков по традициям таборной цыганской музыки не просто играет на гитаре - он движется, он пританцовывает, одним движением плеча, кивком головы он заводит танцоров, дает им понять, какой держать темп, и так далее. Вот какой это музыкант. И я считаю, мне очень повезло в том, что он взял меня в свой интересный гастрольный проект.

В Англии мы были в трех городах - Лондоне, Брайтоне и Бристоле. Когда мы выходили на сцену - начиналось что-то невероятное: полторы тысячи человек, стоя, свистели и безумствовали… Я не ожидал, что так будет, - у нас гитаристов встречают более спокойно.

В России интерес к семиструнной гитаре, а вместе с ней и к русской гитарной музыке, упал, «все хотят быть гишпанцами», как говорил еще Пушкин. А там даже люди, никак генетически с Россией не связанные, с удовольствием слушают такую музыку!

Для американцев в такой музыке открывается душа русского народа. Действительно, было бы и смешно, и нелепо везти к ним, скажем, латиноамериканскую программу. Музыку Пако де Лусиа, Гойи или фламенко им привезут испанцы, латиноамериканскую - латиноамериканцы, а мы там интересны только как носители нашей, русской музыки. Кстати, в Америке второй год подряд проходит фестиваль музыки для русской гитары.

- Гитара в прошлом была непременной спутницей бытовой культуры в России - звучала в гостиных и салонах, в «свете» и на народных праздниках. С чем же связано угасание интереса к ней?

Владимир Маркушевич: - Развитие семиструнки угасло к концу XIX века; думается, не прошло бесследно и то, что братья Антон и Николай Рубинштейны, открыв в Москве и в Петербурге консерваторию, не включили в курс обучения гитару, и, кстати, до сих пор класса гитары в консерватории нет. В России того времени началось повальное увлечение немецкой культурой. Может, оттого для русской гитары нет такой обширной литературы, как для испанской…

Но еще в период расцвета русской гитары стали использовать семиструнную гитару в качестве аккомпанемента цыгане. Оттого русская и цыганская гитара шли и идут рука об руку - переговариваются на своих семи струнах, вступают в диалог, дружат…

- Вернемся к вашим нынешним сибирским гастролям

- Мы побывали с концертами в Красноярске, Томске, Ангарске и Иркутске. Кстати, в Ангарске же, на фестивале гитарной музыки, куда мы с Женей Пушкаренко приезжали в прошлый раз, мы познакомились и с Романом Бурматовым, а в Иркутске - с еще одним замечательным человеком, любителем семиструнной гитары Валентином Алексеевичем Кудреватых. У него дома прекрасная нотная библиотека и редкостная старинная гитара…

Звучала гитара и в Доме Волконских, а его директор Евгений Ячменев радушно принимает мой сольный концерт и на этот раз. То есть в Иркутске, как я вижу, тоже есть поклонники этого инструмента, хорошие исполнители и исследователи и просто люди, очень любящие русскую гитару. Мне вообще везет на хороших людей, которых я встречаю, а с кем-то из них работаю… Вот и Роман Бурматов - моя находка, да и Женя Пушкаренко иркутянин… Я не знаю, как долго просуществует наш с ним дуэт, не исключено, что наши пути разойдутся, но время совместной работы, думаю, не прошло для нас бесследно.

- Владимир, вы играете ведь не только популярную музыку, но и редко исполняемые вещи, а то и совсем неизвестные?

- Многое из того, что я играю, я, как археолог, нахожу в архивах, нахожу и попутный материал и о каждом авторе могу что-то сказать, он становится как мой родственник. Однажды я нашел рукописные тетради XIX века, писанные рукой знаменитого гитариста Владимира Ивановича Моркова. Эти тетради чудом уцелели в годы так называемого бумажного голода. Они хранились в Москве, на квартире, причем попали в нужные руки…

Морков - личность многогранная, и у меня очень много его сочинений и обработок, многое о нем собрано. Он был большой знаток оперы и написал историю этого жанра, он писал фантазии для гитары на темы из опер, он писал интересные записки о Петре Турчанинове… Турчанинов служил когда-то в городе Севске, Брянской области, читаю я у Моркова. Но у меня в Севске куча родственников, у меня душа там, хотя я родился в Москве. Читаю дальше - Петр Иванович Турчанинов женился в Севске на Зайцевой, - а это девичья фамилия моей мамы! То есть, возможно, он - дальний родственник? И в этой квартире мне и передали рукописные тетради. И дома уже я понял, что в мои руки попало нотное сокровище, около двухсот вещей…  И это - только толика того, что я собрал.

- Программу концерта вы составляете сами?

- Современные гитарные концерты составить достаточно сложно, потому что хочется показать жанровое и стилевое разнообразие этой музыки и не потакать публике и в то же время чтобы слушалось легко и увлекательно… Форма ведения программы тоже не совсем академическая, - но я уверен, что, если ты держишься естественно и помогаешь своими комментариями слушателю воспринять музыку, - это и есть правильно и хорошо. Так что лекция-беседа - это перспективно, за этим чувствуется личность.

А еще я просто хочу, чтобы гитарной игре учились, чтобы гитару слушали, чтобы гитара пела, - а значит, чтобы исполнитель, зная технические тонкости и разные секреты звукоизвлечения, исполнял эту музыку душой. Во всяком случае, я намерен продолжать свои сольные концерты и, надеюсь, еще не раз приеду в Иркутск.

 

 
Просмотров: 1813 | Добавил: 7strun | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1  
Knokecd my socks off with knowledge!

Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz